Линойя
С одной стороны, пещер в Моравии полным полно. Известняк источен подземными водами, и куда ни пойдешь - чувствуется их неостановимый ход. Бывает, что копает человек себе погреб, ан и в пещеру прокопается: то-то холодильник получается!
С другой стороны же, попасть в пещеру довольно трудненько. Местные власти в детстве, надо думать, читали Тома Сойера и отлично понимают, что если вход в пещеру есть, то через некоторое время придется организовывать спасательную экспедицию. Поэтому в среднем все дырки и норки закрыты на прочную решетку с замком. Если у кого прямо на участке вход, то его местоположение тоже, конечно, не афишируют (да, поди, тоже ставят дверь: а то будет, как в героях меча и магии, да?).
Так что на экскурсию в пещеру надо записываться, да еще и билетов нет. Если бы не Чешир - ничего бы у меня не получилось. Надо прямо сильно заранее бронировать.
читать дальше
Сначала едешь на электричке. Потом надо сесть на автобус, у которого расписание привязано к расписанию электричек. Автобус высадит у нижней границы заповедника, оттуда ходят электромобильчики в форме поезда, расписание которых - конечно! - согласовано с автобусным. И в таком случае попадаешь ко входу как раз ко времени экскурсии.
Сначала электричка опоздала минут на пять. Площадь перед станцией была раскопана, рабочие деловито ругались на тему труб не в том месте. Вся толпа с рюкзаками, в том числе группы школьников, целеустремленно ломанулась по лабиринту из ям и горок земли на остановку автобуса. Хожу по остановке, большая, почти автовокзал, номеров куча - и все не мои. И никто не знает, где мой номер! тут все туристы и не местные, все куда-то собрались (но не в пещеру). Время автобуса проходит окончательно.
С отчаяния возвращаюсь туда, где должна быть остановка, судя по путеводителям. И она - там. Автобус как-то умеет на нее заезжать через лабиринт дорожного ремонта. Автобус давно ушел. Следующий не скоро. Если идти пешком или ждать следующего - прощай, экскурсия.
Но мне повезло.
Наверно, таких растяп много: на дереве у здания вокзала висела табличка с номером телефона такси. Сотовый у меня не брал; но в этот момент на станции стоял поезд дальнего следования, и я поймала от него бесплатный Wifi. Его хватило ровно на то, чтобы написать Чеширу про такси.
Такси приехало минут через пятнадцать. Водитель высказался, в том смысле, что круто, что я из России, но знаю про Моравский Крас, поставил кассету с Битлз и быстренько довез меня до нижней границы заповедника. Вон он, паровозик. Пробежалась, а мне говорят - давай билетик на паровозик. А у меня нету, а поезд отходит. Следующий через час, пешком 45 минут, экскурсия через полчаса.
Суровый кондуктор подумал и сказал - там наверху билет купишь.
Вообще чешский язык у кондукторов, стюардесс и прочих при исполнении звучит так, будто они сердятся. Такой себе трактирщик из фраевского "Очки Бакки Бугвина". Но это неправда. Они не сердятся. Наверно.
Довезли меня и сказали, что билета не надо. Фри. Нет, точно не надо. И денег не надо.
У входа стеклянный павильончик, внутри кассы и турникет. Рядом бурлит речка, в речке лодочки стоят у причала.
Потом нас собрали, провели через турникет и железную банковскую дверь.
Главная беда всяких экскурсий, на которых я оказываюсь - тайминг. Мне же хочется постоять, посмотреть,запомнить,если и пофотографировать, то не на ходу. Экскурсовод на мое счастье говорила все два раза - по чешски и по английски, так что кое-что я поняла. Но самое главное, стояли мы на месте из-за этого чуть подольше.
Меня трудно удивить гигантским или причудливым сталактитом; но кружевная сеточка, которую оставляет на камне стекающая вода, но драпировки, свисающие с балдахинов, но крыло ангела из мельчайших перышек... И великая тишина.
Когда вышли в провал Мацоха, народ фоткал, а я смотрела на уточек. На дне провала озерцо, травка зеленая, как газончик в лучшем из английских парков, и уточки гуляют. В небе кружит ястреб; его не видно, но слышно. Наверху смотровые площадки. Человеческие голоса доносятся ясно и четко, но людей не видать. Каждый звук - шорох трав, крик ястреба - отделен от других.
От провала начинается водная часть маршрута.
Нас с некоторым трудом утрамбовали в лодки. Лодочники исходили из мысли, что высокие люди должны сидеть посредине, лодки должны быть заполнены, а англоговорящие попасть в лодку с соответствующим экскурсоводом. Экскурсанты исходили из того, что семьи хотели сидеть вместе, и лучше на носу, и с краю, чтобы фоткать и опускать руку в воду (строго запрещено, нарисовано и написано на куче языков).
Про сам маршрут ничего интересного я не напишу. Не оттого, что ничего любопытного, просто меня так накрыло литературными ассоциациями на этом этапе, что ничего своего и не осталось. Это как сон, этого просто не может быть со мной.
Вывезли потом на свет и выгрузили у причала.
Дальше люди обычно едут наверх, посмотреть на провал оттуда. Стоит фуникулер.
Смотрю - дорога какая-то, дай пойду по ней? Указатель рассказывает, что тут можно дойти до такой-то пещеры, и еще до родника, и там будет еще пещера, а направо в гору - все тот же карстовый провал.
Таблички предупреждают, что собирать растения и грибы нельзя, что строго запрещено табориться (разбивать лагерь), и вообще там иногда деревья падают, так что если кто туда идет, это решительно проблемы идущего! Ну как после этого можно ехать на каком-то скучном фуникулёре?
Дорога идет между известковых холмов, местами обнажения, растут высокие буки, некоторые падают, но не до конца - висят на соседях, растут по диагонали. Меня обогнала школьная экскурсия, десяток веселых велосипедистов, школьная экскурсия на велосипедах. По пути довольно много маленьких входов в пещеры, аккуратно закрытых решетками.
Свернула на тропу вверх. И тут я кое-что поняла.
Во-первых, у меня напряжен пресс и плечи, как будто все время жду удара в живот.
Во-вторых, руки - у меня они вывернуты в кистях вверх, будто я пакет тяжелый тащу, тоже напряжение. И ладонь наизнанку опять вывернуло. Больно вообще-то.
В-третьих, дыхание мелкое, как у загнанной мыши.
В-четвертых, я устала. Я очень устала и больше не могу НИЧЕГО!
Остановилась, поплакала. Стало легче. Осознала, что я вот так и хожу уже несколько месяцев. Руку вправила. Подышала. Попыталась как-то расслабить зажимы, не очень получилось, если честно.
Тут ко мне прилетел комар и попытался меня съесть! Я очень удивилась. Я еще ни в одной заграничной поездке не видела комаров. Комар был чрезвычайно настойчив, язык жестов не понимал, еле отмахалась.
Потом я нашла сыроежку. И еще сыроежку. Малину, землянику, червивый моховик и целый моховик. Инстинкт грибника каждый раз заставлял меня набрасываться на жертву и лезть в кусты.... Но тут же нельзя табориться (очень мне слово нравится), тут заповедник. Я их фотографировала. Еще видела орешки бука и белку.
Провал такой огромный, люди внизу такие маленькие, уточек вовсе не видно. На краю смотровой площадки сидят два пацана лет десяти - конечно, соревнуются, кто дальше плюнет. Нет, некоторые вещи неизменны в любой реальности.
Дяденька рядом по-русски говорил спутнице: вот, раньше тут было много самоубийц, один упал так, что не достать было, так и лежал, рядом с скелетом монаха-исследователя, он еще после открытия пещеры со скалы сорвался. Потом с вертолета сняли.
"А теперь?" - живо интересовалась темой дама
"А теперь не модно".
Наверху сервис для туристов: лавки с сувенирами, какая-то едальня, которая мне не понравилась по запаху, какое-то место для фотографирования. Странное чувство - как мох на вершине валуна.
Обратно от входа в пещеру я пошла до автобусов пешком. Вдоль дороги журчит река, внезапно исчезает под скалой и через сто метров вылезает из-под скалы. Рядом стоит стенд про местных эндемичных саламандр, и что под скалу пытались нырять аквалангисты, чтоб доказать, что это одна и та же речка, но там внизу сифон и дальше завалено. Но все же доказали: растворили килограмм соли на входе и анализировали на выходе. Детектировали появление соли в следовых количествах через определенное время. Можно было бы краску кинуть - но вдруг саламандры бы пострадали? Поэтому вот так. Еще там есть стенды со схемой местных пещер и водных потоков относительно деревень. Вода холоднющая, стрекозы и бабочки.
По пути еще есть луг, на лугу табличка: пожалуйста, не ходите здесь, вон там тропинка по краю, а у нас здесь ведется эксперимент по видовому разнообразию, так что траву нельзя мять.
Внизу, где остановка автобуса, еще есть интерактивный музей про местные пещеры, ископаемые, животных и растения.
Я, правда, устала и не пошла. Да еще там были очень шумные дети, а голова болела.
В прошлом году я все понять не могла, где все дети? только маленькие с папой или мамой иногда попадаются, а школота где? А вот же они. Я так понимаю, что либо летом отправляют к бабушке в деревню, либо в лагерь, либо в школьный лагерь, они очень распространены, и там каждый день какая-нибудь экскурсия или выход во что-нибудь образовательное. В Чехии вообще интересно с каникулами: весенние, например, привязаны к прогнозу погоды и объявляются так, чтобы все могли поехать покататься на горных лыжах. Местные музеи подразумевают много экспонатов по типу "руками трогать", я так понимаю, школы часто проводят занятия на выходе.
Долго ждала автобуса, даже успела поесть жареного сыра с пивом. Суровый дядька дождался, пока доем, подошел и спросил: "гут"?" "Йа, говорю, данке шон!" "Вот як-то!" - говорит, и отошел, почему-то очень довольный.
Добралась назад в Брно без приключений.
Рассказала про комара, и тут меня огорошили новостью: комаров и правда очень мало, зато клещей в лесу полным-полно! а я-то по кустам беззаботно шарилась, больше так не буду о_0
С другой стороны же, попасть в пещеру довольно трудненько. Местные власти в детстве, надо думать, читали Тома Сойера и отлично понимают, что если вход в пещеру есть, то через некоторое время придется организовывать спасательную экспедицию. Поэтому в среднем все дырки и норки закрыты на прочную решетку с замком. Если у кого прямо на участке вход, то его местоположение тоже, конечно, не афишируют (да, поди, тоже ставят дверь: а то будет, как в героях меча и магии, да?).
Так что на экскурсию в пещеру надо записываться, да еще и билетов нет. Если бы не Чешир - ничего бы у меня не получилось. Надо прямо сильно заранее бронировать.
читать дальше
Сначала едешь на электричке. Потом надо сесть на автобус, у которого расписание привязано к расписанию электричек. Автобус высадит у нижней границы заповедника, оттуда ходят электромобильчики в форме поезда, расписание которых - конечно! - согласовано с автобусным. И в таком случае попадаешь ко входу как раз ко времени экскурсии.
Сначала электричка опоздала минут на пять. Площадь перед станцией была раскопана, рабочие деловито ругались на тему труб не в том месте. Вся толпа с рюкзаками, в том числе группы школьников, целеустремленно ломанулась по лабиринту из ям и горок земли на остановку автобуса. Хожу по остановке, большая, почти автовокзал, номеров куча - и все не мои. И никто не знает, где мой номер! тут все туристы и не местные, все куда-то собрались (но не в пещеру). Время автобуса проходит окончательно.
С отчаяния возвращаюсь туда, где должна быть остановка, судя по путеводителям. И она - там. Автобус как-то умеет на нее заезжать через лабиринт дорожного ремонта. Автобус давно ушел. Следующий не скоро. Если идти пешком или ждать следующего - прощай, экскурсия.
Но мне повезло.
Наверно, таких растяп много: на дереве у здания вокзала висела табличка с номером телефона такси. Сотовый у меня не брал; но в этот момент на станции стоял поезд дальнего следования, и я поймала от него бесплатный Wifi. Его хватило ровно на то, чтобы написать Чеширу про такси.
Такси приехало минут через пятнадцать. Водитель высказался, в том смысле, что круто, что я из России, но знаю про Моравский Крас, поставил кассету с Битлз и быстренько довез меня до нижней границы заповедника. Вон он, паровозик. Пробежалась, а мне говорят - давай билетик на паровозик. А у меня нету, а поезд отходит. Следующий через час, пешком 45 минут, экскурсия через полчаса.
Суровый кондуктор подумал и сказал - там наверху билет купишь.
Вообще чешский язык у кондукторов, стюардесс и прочих при исполнении звучит так, будто они сердятся. Такой себе трактирщик из фраевского "Очки Бакки Бугвина". Но это неправда. Они не сердятся. Наверно.
Довезли меня и сказали, что билета не надо. Фри. Нет, точно не надо. И денег не надо.
У входа стеклянный павильончик, внутри кассы и турникет. Рядом бурлит речка, в речке лодочки стоят у причала.
Потом нас собрали, провели через турникет и железную банковскую дверь.
Главная беда всяких экскурсий, на которых я оказываюсь - тайминг. Мне же хочется постоять, посмотреть,запомнить,если и пофотографировать, то не на ходу. Экскурсовод на мое счастье говорила все два раза - по чешски и по английски, так что кое-что я поняла. Но самое главное, стояли мы на месте из-за этого чуть подольше.
Меня трудно удивить гигантским или причудливым сталактитом; но кружевная сеточка, которую оставляет на камне стекающая вода, но драпировки, свисающие с балдахинов, но крыло ангела из мельчайших перышек... И великая тишина.
Когда вышли в провал Мацоха, народ фоткал, а я смотрела на уточек. На дне провала озерцо, травка зеленая, как газончик в лучшем из английских парков, и уточки гуляют. В небе кружит ястреб; его не видно, но слышно. Наверху смотровые площадки. Человеческие голоса доносятся ясно и четко, но людей не видать. Каждый звук - шорох трав, крик ястреба - отделен от других.
От провала начинается водная часть маршрута.
Нас с некоторым трудом утрамбовали в лодки. Лодочники исходили из мысли, что высокие люди должны сидеть посредине, лодки должны быть заполнены, а англоговорящие попасть в лодку с соответствующим экскурсоводом. Экскурсанты исходили из того, что семьи хотели сидеть вместе, и лучше на носу, и с краю, чтобы фоткать и опускать руку в воду (строго запрещено, нарисовано и написано на куче языков).
Про сам маршрут ничего интересного я не напишу. Не оттого, что ничего любопытного, просто меня так накрыло литературными ассоциациями на этом этапе, что ничего своего и не осталось. Это как сон, этого просто не может быть со мной.
Вывезли потом на свет и выгрузили у причала.
Дальше люди обычно едут наверх, посмотреть на провал оттуда. Стоит фуникулер.
Смотрю - дорога какая-то, дай пойду по ней? Указатель рассказывает, что тут можно дойти до такой-то пещеры, и еще до родника, и там будет еще пещера, а направо в гору - все тот же карстовый провал.
Таблички предупреждают, что собирать растения и грибы нельзя, что строго запрещено табориться (разбивать лагерь), и вообще там иногда деревья падают, так что если кто туда идет, это решительно проблемы идущего! Ну как после этого можно ехать на каком-то скучном фуникулёре?
Дорога идет между известковых холмов, местами обнажения, растут высокие буки, некоторые падают, но не до конца - висят на соседях, растут по диагонали. Меня обогнала школьная экскурсия, десяток веселых велосипедистов, школьная экскурсия на велосипедах. По пути довольно много маленьких входов в пещеры, аккуратно закрытых решетками.
Свернула на тропу вверх. И тут я кое-что поняла.
Во-первых, у меня напряжен пресс и плечи, как будто все время жду удара в живот.
Во-вторых, руки - у меня они вывернуты в кистях вверх, будто я пакет тяжелый тащу, тоже напряжение. И ладонь наизнанку опять вывернуло. Больно вообще-то.
В-третьих, дыхание мелкое, как у загнанной мыши.
В-четвертых, я устала. Я очень устала и больше не могу НИЧЕГО!
Остановилась, поплакала. Стало легче. Осознала, что я вот так и хожу уже несколько месяцев. Руку вправила. Подышала. Попыталась как-то расслабить зажимы, не очень получилось, если честно.
Тут ко мне прилетел комар и попытался меня съесть! Я очень удивилась. Я еще ни в одной заграничной поездке не видела комаров. Комар был чрезвычайно настойчив, язык жестов не понимал, еле отмахалась.
Потом я нашла сыроежку. И еще сыроежку. Малину, землянику, червивый моховик и целый моховик. Инстинкт грибника каждый раз заставлял меня набрасываться на жертву и лезть в кусты.... Но тут же нельзя табориться (очень мне слово нравится), тут заповедник. Я их фотографировала. Еще видела орешки бука и белку.
Провал такой огромный, люди внизу такие маленькие, уточек вовсе не видно. На краю смотровой площадки сидят два пацана лет десяти - конечно, соревнуются, кто дальше плюнет. Нет, некоторые вещи неизменны в любой реальности.
Дяденька рядом по-русски говорил спутнице: вот, раньше тут было много самоубийц, один упал так, что не достать было, так и лежал, рядом с скелетом монаха-исследователя, он еще после открытия пещеры со скалы сорвался. Потом с вертолета сняли.
"А теперь?" - живо интересовалась темой дама
"А теперь не модно".
Наверху сервис для туристов: лавки с сувенирами, какая-то едальня, которая мне не понравилась по запаху, какое-то место для фотографирования. Странное чувство - как мох на вершине валуна.
Обратно от входа в пещеру я пошла до автобусов пешком. Вдоль дороги журчит река, внезапно исчезает под скалой и через сто метров вылезает из-под скалы. Рядом стоит стенд про местных эндемичных саламандр, и что под скалу пытались нырять аквалангисты, чтоб доказать, что это одна и та же речка, но там внизу сифон и дальше завалено. Но все же доказали: растворили килограмм соли на входе и анализировали на выходе. Детектировали появление соли в следовых количествах через определенное время. Можно было бы краску кинуть - но вдруг саламандры бы пострадали? Поэтому вот так. Еще там есть стенды со схемой местных пещер и водных потоков относительно деревень. Вода холоднющая, стрекозы и бабочки.
По пути еще есть луг, на лугу табличка: пожалуйста, не ходите здесь, вон там тропинка по краю, а у нас здесь ведется эксперимент по видовому разнообразию, так что траву нельзя мять.
Внизу, где остановка автобуса, еще есть интерактивный музей про местные пещеры, ископаемые, животных и растения.
Я, правда, устала и не пошла. Да еще там были очень шумные дети, а голова болела.
В прошлом году я все понять не могла, где все дети? только маленькие с папой или мамой иногда попадаются, а школота где? А вот же они. Я так понимаю, что либо летом отправляют к бабушке в деревню, либо в лагерь, либо в школьный лагерь, они очень распространены, и там каждый день какая-нибудь экскурсия или выход во что-нибудь образовательное. В Чехии вообще интересно с каникулами: весенние, например, привязаны к прогнозу погоды и объявляются так, чтобы все могли поехать покататься на горных лыжах. Местные музеи подразумевают много экспонатов по типу "руками трогать", я так понимаю, школы часто проводят занятия на выходе.
Долго ждала автобуса, даже успела поесть жареного сыра с пивом. Суровый дядька дождался, пока доем, подошел и спросил: "гут"?" "Йа, говорю, данке шон!" "Вот як-то!" - говорит, и отошел, почему-то очень довольный.
Добралась назад в Брно без приключений.
Рассказала про комара, и тут меня огорошили новостью: комаров и правда очень мало, зато клещей в лесу полным-полно! а я-то по кустам беззаботно шарилась, больше так не буду о_0
@темы: проходя мимо, дыбр