Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
00:08 

linoja
Линойя
Поспорили два контрол-фрика. Поспорили - кто бы мог подумать - вокруг Гиппенрейтер, Фабер-Мазлиш и прочих прогрессивных педагогических методик. Поспорили - про принятие чувств.

Один говорит, что нельзя принимать любое чувство. Есть чувства нормальные и ненормальные, плохие и хорошие, уместные и неуместные. Если ребенок говорит, что ненавидит брата, то надо научить его, как не ненавидеть брата.
Другой говорит, что чувство ненависти - как чувство боли. Если что-то болит, так это неспроста. Надо принять сигнал и устранять причину, если чувство какое-то внезапное и не очень логичное, надо учить канализировать чувства социально одобряемым методом. Если отрицать чувство, то будет "всёнормально", никакой возможности докопаться до причин. Чувство - симптом, как кашель. Физиологическая реакция. Может, например, свидетельствовать о воспалении легких. Если старательно не кашлять - что, воспаление легких от этого перестанет существовать?
А первый говорит, что если воспринимать все чувства как нормальные, то нет никакого стимула меняться и становиться лучше. Ненавидеть нормально. Так что все ОК, принимайте меня таким, как есть. А вот если знать, что ненависть и злоба не нормальны, как и кашель, мы будем искать способа от них избавиться, пойдем к врачу и полечим воспаление легких.
А второй говорит, что сначала говорят "не чувствуй гнев", потом "не чувствуй тоску", потом "не чувствуй радость", потом "не чувствуй и вообще не будь".
А первый - что это похоже на логику "я чувствую боль, значит я есть, причиню-ка я себе боль".


Я - второй. Кто первый - всё равно не скажу. Но я который день бегаю по стенам (внутри себя) с истерическими воплями (тоже внутри себя). Потому что боюсь, что вдруг опять поверю моему собеседнику. Он-то наверно говорит о себе и для себя, но я так легко воспринимаю инструкции... Даже гнев лучше, чем ничего, ну правда же.... (

@темы: дыбр, себялогия

URL
Комментарии
2016-10-13 в 18:06 

Мне не нравится позиция твоего собеседника. Чтобы работать с чувством, его надо принять. Когда мы называем чувство плохим, ненормальным и неуместным, мы довешиваем поверх еще стыда, неловкости и нелюбви к себе. И этот груз становится вообще неподъемным и сделать с ним что-то невозможно. Попробуйте лечить кашель, предварительно объяснив себе, какая это отвратительная, мерзкая, стыдная болезнь. Научитесь относиться к кашлю как к сифилису хотя бы. А потом идите в аптеку и попросите сироп от кашля. Желательно, у неважно слышащей продавщицы при большом скоплении народу. Нравится?

Вообще не люблю все эти рассуждения про стимул становиться лучше. Есть в них что-то христианское. Человек по природе своей грязное отвратительное животное, только наказаниями и побоями можно привести его к свету, ага. Иначе никак.

Ненавидеть нормально. И любить нормально. Пока оно не мешает твоему взаимодействию с окружающими и не отжирает у тебя внутренние силы - все ок. Может, ты черпаешь желание работать и побеждать из ненависти и презрения к врагам? Кому какое дело, пока тебе все нравится? И даже причинять себе боль, чтобы почувствовать, что ты существуешь, может оказаться хорошим знаком. Вон, в детдомах дети бьются головой - и это лучше, чем полное отсутствие реакции.

А гнев это, кстати, вообще зашибись. Тебе пойдет :)

2016-10-20 в 17:36 

linoja
Линойя
В моем исполнении гнев разрушителен, в том числе саморазрушителен. Не надо его.

да я, в общем, дошла до мысли про принятие чувств и работу с ними давно. Даже симулировать принятие чужого чувства лучше, чем его отрицать, на школьниках вижу.

Мой собеседник, кстати, так и живет, как рассказал - плохие чувства, хорошие и добрые, все дела. Не то чтоб оно ему приносило пользу; на его же примере и вижу, к чему оно приводит. Но раньше я считала, что он прав, когда речь идет об этике и поведении, у меня рассуждалка в этом месте ущербная по типу "в книжках вот так, значит это правило"; да еще о принятии чувств и быть собой много говорил знакомый, который и действовал в согласии со своими чувствами, и не всегда к общему благу. Соответственно, я не могу переубедить собеседника. Но и принять его точку зрения не могу. Кончилось всё фразой "я не чувствую себя неправой, но доказать этого не могу" (повторенной много раз, потому что разговор надо было уже как-то свернуть).
Но мне очень странно, что я могу быть права.

URL
   

Четыре километра до границы

главная