Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
23:04 

linoja
Линойя
Прочла "Жареные зеленые помидоры..." Фанни Флэгг

Рецепты в конце - может быть, и не пакость, но я такое не буду есть и готовить, это точно... Хотя вот надо дождаться лета, приехать в деревню, стащить у мамы в теплице зеленый помидор и попробовать поджарить. Не отравлюсь же я с одного помидора.

И не то чтобы книга мне на многое открыла глаза, заставляет задуматься, все такое,

так отзывается, резонирует, знакомо оно - вот это "Бирка на руке - Вирджиния Тредгуд, 86 лет, как это - мне 86. До двадцати время идет медленно, а затем несется, как скорый поезд".

И этот вот городок у железнодорожной ветки, где дети играют на рельсах, где слышен шум поезда в ночи. Где все свои, и не то чтоб ничего плохого не происходит, просто все свои (включая шерифа и ку-клукс-клан, блин), где заходят на почту узнать новости, сидят и трендят в местном кафе. Маленький город, не суетный, неспешный. Это мое лето, мое детство. Время, когда я была я была я. Свобода есть. Пересмешники сидят на кусте у веранды. Иджи свищет на дереве. Мы собираем чернику за бабушкиной дачей. Когда все было ясно, ярко, как золотой и малиновый закат в августе на Казанской улице. Голоса на веранде, смех, попытки петь хором, бусы из рябины на зеркале.
Нельзя вернуться.

Этим летом поняла - вернуться невозможно, нет Полустанка, закрыто кафе, паровоз не свистит.
Вырицу застроили коттеджами. Наши пустыри превратились в автостоянки.
Была мечта - уехать отсюда в Феодосию и жить там. Не то чтоб Феодосия изменилась, а только для того, чтоб вернуть лето, нужны друзья, нужна я. С кем приедешь - то и получишь. Тоска прилагается ко мне сегодняшней. Нету мечты - смысла нет переезжать, пока себя не изменишь.
Плохо, когда нет мечты. Надо понять, чего хочется.


Долго пыталась быть хорошей, как Эвелин. А на фига?
Вот про Эвелин, кстати: что ей сказал Эд, когда она начала бизнес? и когда получила свой розовый кадиллак? Что она делала дальше? Что он делал дальше, он ведь тоже пытался играть по правилам, и новые правила ему были неизвестны? Книжка про изменения, про трансформации.


И вот еще про правила: мужик, который муж Руфь - нарочито несимпатичный и ваще сволочь, и нам его не жалко. У него, известное дело, в стеклянном глазу больше человеческого, чем в своем. То есть Руфь поступила правильно по-любому... но смогла бы я _чувствовать_, что она права, если бы он не был главгадом этой истории? Например, не бил бы жену и не насиловал негритянок? Или я бы головой подумала - да, надо уходить, Руфь молодец, приняла решение, а чувствами - "а вдруг он бы перевоспитался, зря она так".
Что у меня-то в голове, а? а не знаю.

Вырубили яблони за школой, и березу Евдокии Ивановны срубили. Забор поставили. Плохо переношу, когда меняются тропинки. Теперь на Народную можно пройти только по узкой полосе между двумя заборами.
"Рев ночного ракетоплана - умирающий голос сельской Америки".

Понравилось очень про Эвелин и персонифицированный гнев.

Иджи всегда была сама собой, всю жизнь. Как? я не думаю, что это везение, генетика или врожденное свойство характера... Почему ей это удалось (а мне нет)? Вопрос-то серьезный.

Там еще много про негров, но меня как-то не очень задело.

@темы: дыбр, себялогия, читано

URL
Комментарии
2016-09-26 в 13:03 

Ох ты ж черт, как все сложно. Сейчас тоже будет сумбурно.

У Иджи, сколько мне помнится, был старший брат, которого она боготворила, а он приходил в восторг от всего, что она делает. То есть дело, как всегда, в безусловной любви. Точнее, конечно, в балансе условной и безусловной любви, но условий-то каждый из нас получает сколько угодно, с верхом. Делай то, не делай се, и тогда я тебя полюблю. Может быть. Если будешь себя хорошо вести. Вечная морковка перед носом у полуголодного ослика. Вот мы и пытаемся быть хорошими, чтобы нас (трех- или пяти- или семилетних) полюбили мама, и папа, и дедушка с бабушкой, и весь белый свет. И, с одной стороны, быть хорошим - в общем, неплохая долговременная стратегия. Вряд ли сорвешь банк, но и риска не очень много. В том, чтобы быть плохим, риска гораздо больше, и, зачастую, те плохие, которым завидуют хорошие, это банально survivorship bias. Проблема в том, что мы эту стратегию не выбирали.

А вернуться невозможно. У меня вот та же квартира (в которой я до истерики боялась что-то менять много лет), тот же парк за окном, и тропинки те же, а все равно не как в детстве. А если подумать, то и хорошо. Мало что хорошего было в моем детстве. Но и возможность бродить по этим тропинкам многого стоит. Как взрослый человек вряд ли будет играть с плюшевым мишкой из детства, но вот он лежит на антресолях и можно на него посмотреть. Или самому решить и кому-нибудь отдать или вынести на детскую площадку. И совсем другое дело, когда кто-то чужой решил, что медведя тебе не надо, и унес куда-то. Плохо от этого.

Не люблю все эти "смысла нет переезжать, пока себя не изменишь", "от себя не убежишь" и прочее. Да, есть люди, способные быть конструктивными и спокойными даже в концлагере. Но их исчезающе мало. А для большинства людей переезд в более дружественную атмосферу может быть толчком и дать силы разобраться со внутренними проблемами. Да, переезд и прочая смена дейтельности не панацея, и не стоит ждать от этого моментального чуда. Но человек, которому темно, тесно, душно, холодно, имеет право быть недовольным жизнью. И ему станет лучше, если сделать ему светло, просторно и тепло. Я это не только то, что я ем, это еще и то, в чем я живу, с кем я общаюсь, что я делаю. Все влияет на все.

Как-то про мужа Руфь все совсем страшно. Она не была с ним счастлива, ей было с ним плохо, он не собирался ничего в этом менять. Этого достаточно. Она не тренажер для разрабатывания эмпатии у окружающих. Никто из нас не тренажер. Нельзя пренебрегать своими чувствами, нельзя терпеть, не поставив границы, зачем, почему и до каких пор ты это терпишь. Вон, Юстейсия Лансинг смирилась и терпела. И кому от этого стало хорошо?

А часть про Эвелин мне всегда казалась картонной. Как весь Полустанок живой, так все вокруг Эвелин - наскоро сделанные декорации. Вообще не понимаю, как это мог написать один человек. Все, что про Эвелин Коуч, там описано так, словно автору заказали рекламу косметики и супер-курсов для похудания, и автор набросал что-то левой ногой. Так что Эд ничего не сказал, он как стоял в углу, слегка запылившийся, так и стоит.

2016-10-01 в 20:12 

linoja
Линойя
С Эвелин такая штука: она кажется картонной, потому что она живет в картонном мире. Она сама чувствует, что все вокруг и даже она - не настоящие, что это просто какие-то правила. Но бабка-то настоящая, и значит, настоящее есть. (мне тоже резануло по глазам упоминание Мэри Кей, но, возможно, для них это такая же часть окружающего мира, как Макдоналдс. Ну не кажется же нам упоминание макдака в тексте рекламой макдака?! не важно). Она настоящее ищет - ей становится лучше, но успех в пирамидке по продаже косметики тоже не вполне "настоящее". То есть да, это успех... но не тот, который ей нужен. Такое ощущение, что за кадром, после финала, она пишет что-то вроде "Жареных зеленых помидоров.."
Так что мне кажется, что вот этот "эффект декораций" - преднамеренный.

Мне самой периодически кажется, что я ненастоящая. Мир настоящий, а я - нет. Совсем другое дело.

Про мужа Руфь - вот там совсем-совсем страшно, никаких сомнений, все дела. Он литературный прием, как Каренин, который специально нарисован неприятным. Но в Каренине есть человек, и притом неплохой, как мы потом видим (особенно интересно получилось в Стоппардовской экранизации, см. тема картонных декораций, кстати), и тут вдруг читателю становится неловко и неприятно за Анну. То есть присутствует некая манипуляция на тему "он плохой, ему поделом". Это понятно, что когда тебя день за днем топчут сапогами (возможно, в переносном смысле), надо встать и уйти. Но мне внутренне понятна логика того, кто не уходит, и неприятно, что я ее понимаю. Знаешь, по типу - "не ногами же бьют, не оскорбляют. Просто немножко то, немножко се... он так привык... может быть, поменяется..."
Я когда в школе читала "Каренину", не понимала: ну, влюбилась, взаимно, развода не дают - можно же уехать! В Сибирь, в Америку! Построить нормальную жизнь, жить вместе - что еще нужно? А Каренин гад и им мешает.
Потом уже поняла: Карениной не Вронский нужен, она и любовь к нему просто придумала себе. Ей себя некуда деть: вышивание на пяльцах и дети для нее не самореализация, а что еще делать? в театр, на бал? Скушно. А Каренин - что Каренин. Просто еще одно обстоятельство скуки.

Я разучилась писать внятные слова. Буду невнятно

Про менять окружение - прежде чем менять, надо понять, что именно и как менять. А то я знаю одного человека, который думал, что его задолбала семейная жизнь. Ушел куда-то, погулял и обнаружил, что задолбал он себя сам. Возвращается к жене - а там занято.
А еще один человек думал, что его задолбало место жительства. Уехал за границу, нашел работу, пожил - вернулся, потому что понял, что задолбал себя сам, за границей еще и хуже стало. Ничего, обустроился заново.
А еще человек один думал, что его задолбало каждый день ходить на работу. Бросил работу, стал фрилансером, и до сих пор фрилансер, но только счастливее от этого не стал.
Летом убедилась, что меня достает не столько климат, сколько собственные гендерно-ролевые ожидания. Да к тому же я стала хуже переносить жару выше тридцати градусов: становлюсь нетерпимой и раздражительной. Это мы с Сашкой ездили в отпуск в Крым в августе - в самое пекло.
Мне долгие годы казалось, что надо утащить все семейство подальше от зимы; повезло, что не получилось. Зима вполне переносима, когда есть целые ботинки, а вот сердиться на жаре куда тяжелее.

Идеальное семейство Тредгуд (кстати, мать Фанни Флэгг звали Мэрион Леона). Папа и мама никогда не ошибаются - ну, понятно, мы видим их глазами Нинни, Такой взгляд снизу вверх в облака.

Иджи живет жизнь за себя и за Бадди? мотив переодевания в мужскую одежду, как св.Ксения.

Мне понравилось, что брак Иджи и Руфи не идеален. Они иногда ссорятся, ревнуют, мирятся. Не всегда сходятся во мнениях по поводу воспитания ребенка. Непростая жизнь; но уж веселились они вовсю,друг друга любили, и людям помогали, да и вообще прожили жизнь, как надо.

Вспомнился роман Марининой (длинная трилогия "Взгляд из вечности"), мы с Чижиком как-то раз долго спорили про самоотречение и финал: отправилась ли главная героиня в ад за то, что "растоптала свою жизнь" (самоотречение, всю жизнь так, чтобы было хорошо мужу) или таки в рай за страдания.

Ты зарегистрировалась, чтобы меня комментировать? вот это да!

URL
2016-10-07 в 23:15 

Вот не знаю насчет намеренности декораций. У меня почему-то остается не ощущение, что Эвелин живет в картонном мире, а что Эвелин с жиру бесится. У нее есть неплохой муж и хорошая кожа, что ей еще надо? А она еще капризничает и страдает чего-то. Вот в Полустанке у людей да, были проблемы и чувства, а у нее то что? Меньше жрать и больше заниматься делом - и все, и дело в шляпе! Скорее всего, автор хотел выразить не это, но у меня остался какой-то такой привкус. Завернуться в полиэтилен, ахахаха! Толстая тетенька мечтает убивать, хихихи! Порой мне хочется сесть и вырезать линию Эвелин, чтобы перечитывать "Жареные зеленые помидоры" в свое удовольствие.

Про Каренина и мужа Руфь: мы, по счастью, живем в XXI веке, и развод уже перестал быть невозможным, постыдным и оставляющим клеймо на всю оставшуюся жизнь. Даже мужу Руфи потребовалось совсем немного лжи, чтобы продолжать жить привычной жизнью. А уж в современном большом городе и лгать не придется. Поэтому я не понимаю этой жертвенности. Жить надо с тем, с кем тебе лучше, чем одному. Если с каким-то человеком тебе хуже, чем одному, то надо от него уходить. Никто от этого не умрет.

Про окружение и перемены. Зато первый человек теперь знает, что его задолбала не семейная жизнь. А второй человек знает, что ему не поможет уезжать за границу. А третий человек поэкспериментировал с работой. И все три теперь знают, что предыдущее предположение оказалось некорректным, надо искать другое решение и идти дальше. Это круто, на самом деле. Я почему-то люблю сравнивать жизнь и поиски себя с ориентированием в лесу. Вот ты сидишь на пеньке, смотришь в карту, вообще не понимаешь, где ты. И рано или поздно надо сделать хоть какое-то предположение, мол, я вот в этой точке, вроде подходит, вот холм на горизонте, вот какой-то ручеек, и начать двигаться. И может оказаться, что предположение было верным, и ты вышел в нужное тебе место. А иногда оказывается, что нет, нет тут никакой дороги, два километра уже иду и пришел в болото. И приходится садиться на болотную кочку и снова думать, где ты. Но теперь у тебя уже есть две точки, и ты знаешь, что от предыдущей, где холм на горизонте, ты пошел на восток, пересек два ручейка и пришел в болото.
Нельзя метаться по лесу туда-сюда, совсем не думая, паникуя и теряя силы. Но и бесконечно сидеть на пне и пытаться решить задачу в уме тоже нельзя. Хотя бы потому, что далеко не все задачи решаются в теории, для большинства нужно ставить и эксперименты тоже.

А разве Иджи стала переодеваться после смерти Бадди, а не с его свадьбы? Я честно не помню. Мне казалось, она транссексуальна, а эта свадьба просто послужила катализатором, акцентировав внимание на половой принадлежности, гендерных ролях и всем таком прочем.

А Маринину я не читала. Но самоотречение не одобряю.

2016-10-10 в 22:35 

linoja
Линойя
olgoihorhoi, "больше заниматься делом" - это да. Каким только делом? Я понимаю, тебе это кажется немного надуманными проблемами, но ее научили жить только ради дома-семьи. Она даже волонтерить пойти не может в какую-нибудь "Армию спасения" - неприлично, это для старых дев, все такое. Странный, выморочный мирок степфордских жён. И вот Эвелин пытается себя куда-то применить, но внутри текущих правил не может. Это всё про выход из правил, из сценария.
Свадьба была не Бадди, а вовсе Леоноры, и Леонора капризничала, что Иджи ВСЁИСПОРТИТ своим вечным комбинезоном. Бадди погиб, когда ему было примерно 17-18 лет. Флиртовал с ровесницей и нечаянно попал под поезд.
Вот все эти люди знают, но не всегда можно вернуться к исходной точке. Надо подумать сначала, потому что иначе это тот самый бег сломя голову по лесу. И совершенно точно нет смысла менять окружение и экспериментировать посреди долгосрочного проекта, например. Особенно когда подозреваешь, что баги в голове, и сидишь ты на самом деле не на пеньке в лесу, а в кузове грузовика, просто тебе это кажется пеньком. (На этом месте на клавиатуру пришла кошка и смотрит на меня укоризненно).

URL
2016-10-13 в 17:19 

Мне как раз очень понятны проблемы Эвелин. Вот это "у меня был сценарий, а теперь он закончился, и что делать?" Тем более, когда оказывается, что сценарий изначально был не очень-то хорош. И идея найти себе дело мне нравится. Но вот это "просто займись делом" мне кажется каким-то унизительным. Иди продавать косметику, у тебя вон кожа хорошая. Как-то ассоциируется с пратчеттовской Агнессой Нитт, у которой были "ах да, и прекрасные волосы".

Черт, совсем книгу уже не помню :(

Да и сидеть на одном месте может не помочь в плане возвращения к исходной точке. Что, если бы один человек продолжал жить с женой, раздумывая, как его задолбала семейная жизнь и жена, им было бы хорошо? А так красота - у жены новая семейная жизнь, у мужа новые возможности, хэппиенд и все танцуют :) Тем более, если ты действительно сидишь не на пеньке, а в грузовике. И куда он едет? А мне туда надо? Если прыгать из кузова, можно ободраться (а потом еще выяснить, что грузовик ехал в нужном направлении и идти вслед за ним). А если не прыгать, то вроде все хорошо, но можно выяснить, что он едет в другую сторону и фиг потом дойдешь до нужной точки.

   

Четыре километра до границы

главная